пятница, 4 мая 2012 г.

Фризская лошадь

Фризская порода лошадей (Фриз) - лошадь крупная (158 - 165 см и выше), массивная, очень костистая, но элегантная, несколько высоконогая, с ярко выраженным упряжным складом. Корпус широкий и глубокий, но немного растянутый, спина длинная и нередко мягковатая. Рыхлость конституции скрадывается высоким ростом и растянутостью форм.
Шея у фриза с красивым легким изгибом, очень высоко поставленная, а голова крупная, длинная, с почти прямым профилем и длинными строгими ушами. Наиболее запоминающаяся особенность фризской лошади - очень длинные и густые щетки, покрывающие костистые мощные ноги от скакательного до запястного сустава и ниспадающие на большие черные копыта (так называемая фризистость). Кроме того непременным атрибутом фриза являются пышные и очень длинные грива и хвост, а также вороная без отметин масть, которая стала своеобразной визитной карточкой породы.
Впрочем, это единообразие масти сложилось сравнительно недавно: еще в начале XX века 44 % фризов были гнедыми, а в средние века попадались даже чубарые. Фризская лошадь очень эффектна на рыси: ход у нее высокий, но более машистый, чем у испанской лошади. Возможно, именно крутой ход фриза стал причиной распространения мнения о его слабосилии: слишком много энергии лошадь затрачивает на поднимание ног.
Темперамент у этих лошадей энергичный, но уравновешенный, что позволяет использовать их и для любительской езды. Особенность фризской породы в том, что она занимает место, промежуточное между лошадьми испанского типа и тяжелой "холоднокровной" лошадью, происходящей от северной лесной расы. Отсюда универсальность фриза, который, оставаясь типичной упряжной лошадью, проявляет большие способности к выездке, выполняя ее сложные элементы как в руках, так и под седлом. И в то же время эта порода имеет четкую специализацию, так как это в первую очередь каретная лошадь с хорошо развитой рысью.
История породы:
Фризская лошадь происходит из Голландии, точнее из области Фрисландия, народ которой сохранил старинные традиции и язык, близкий к древнеанглийскому. О лошадях германского племени фризов упоминал еще Юлий Цезарь; считается, что они произошли от местной тяжелой лошади и коней, приведенных завоевателями-кельтами. Тогдашние фризские кони, наверное, напоминали других европейских "аборигенов": римский историк Тацит (55 - 120 гг.) писал, что они были крепкими, универсальными, но некрасивыми. Их потомки, облагороженные отбором, в средние века представляли породу крупных и тяжелых боевых коней, на которых голландские и германские рыцари отправлялись в крестовые походы. Некоторое улучшающее влияние на фризскую породу оказали приведенные из походов восточные лошади.
Со времен древнего Рима фризская лошадь оказывала влияние на английское коневодство: фризы на своих конях составляли вспомогательные отряды римских легионов на Британских островах. Но и после ухода римлян торговые связи с Нидерландами позволяли фризской лошади проникать в Англию и Норвегию, где ее использовали для улучшения местного коневодства. Поэтому норвежская порода гудбрансдаль, а также феллский и дэйлский пони из Англии напоминают уменьшенных фризов. Фризы были и в числе предков шайрской породы.
В 1568 - 1648 гг. Нидерланды были оккупированы Испанией. В этот период сильное влияние на фриза оказали андалузские и берберийские лошади. Андалузская кровь придала фризу особую величавость и картинность. Возможно, эти скрещивания способствовали также распространению в прошлом в породе серой масти: светло-серый фризский жеребец изображен на картине голландского художника XVII в. Паулюса Поттера, а из 8 голландских лошадей, приобретенных для завода графом А. Г. Орловым, только две были вороными, остальные же, в том числе и мать Барса I, - серыми.
порода лошади Фриз
Когда тяжелая рыцарская кавалерия утратила свое значение, на первое место вышла более легкая и поворотливая испанская (андалузская) лошадь. По мере распространения нового, верхового типа лошади сокращалось использование фриза под седлом, он все больше превращался в лошадь каретную. В период барокко фризов разводили в датском королевском конном заводе Фредериксборг и в заводе архиепископа Зальцбургского: они оставались парадными лошадьми знати и королей.



Комментариев нет:

Отправить комментарий